pix.gif (43 bytes)

АЙКИ-БУДЗЮЦУ

Во всём мире всегда популярны восточные боевые искусства. Одним из таких искусств является Айки-дзюцу (искусство объединения Энергий), стоящее в первом ряду наиболее сильных и реальных боевых систем. Классической школой Айки-дзюцу традиционно считается самурайская школа Дайто–рю. Истоки возникновения Айки-дзюцу уходят в глубь веков.

В Айки-дзюцу используется принцип гармонии, то есть полное уравновешивание злого и доброго, твёрдого и мягкого, отрицательного и положительного. Основное усилие в этой технике составляет сумма энергий атакующего и защищающегося. Всё это обрушивается на нападающего, сведя его попытку оторваться от гармонии взаимоотношений к нулю. Представьте себе простой пример: стоят два человека друг против друга и держат в руках с разных концов одну палку. Пока они находятся в гармонии, в состоянии миротворения и равновесия, связь – палка покоится. Но стоит одному из них стать агрессором, атаковать, давить с помощью палки на другого, кто вынужден защищаться, тогда нарушенное состояние гармонии направлено против того, кто его нарушил. Защищающемуся придётся только правильно и своевременно поддержать этот процесс, то есть, палку, направленную по прямой силой давления, слегка придержав, чтобы скопить энергию, резко отпустить, добавляя свой рывок в сторону продвижения натиска. Эффект не заставит себя долго ждать, так как противник тут же, сбившись с равновесия, будет подхвачен силой своего толчка и по инерции потянется за палкой, что приведёт к его неожиданному падению. На этом основывается техника боевой системы «Айки» – объединение энергий. В соответствии с традицией боевых искусств термин «Айки» обозначает воздействие сильного духом воина на слабого духом, с целью его контроля и доведения до состояния полной неподвижности или уничтожения.

Только не надо думать, что, изучая технику Айки-дзюцу, человек может применить её всегда, ибо искусство самозащиты работает при условии существования нападения. Для освоения боевого искусства важно помнить следующее: постоянно находится в гармонии своего разума, души и тела, не нападать, а защищаться, служить добру и справедливости, действовать по законам чести.

История любого боевого искусства неразрывно связана с историей народа, который является его основателем. Айки-дзюцу – Японское искусство боя без оружия и с оружием в руках. Оно возникло и развивалось в постоянных войнах, веками заливавших Японские острова кровью. В этой борьбе за жизнь совершенствовалась техника самозащиты Айки-дзюцу, как впрочем, и других восточных боевых искусств.

Минамото Ёсимицу Синра Сабуро К Х веку японское боевое искусство полностью оформилось и стало традиционным. Основателем Айки-дзюцу Дайто-рю традиция называет князя Минамото Ёсимицу Синра Сабуро (1056 – 1127). Будучи великим полководцем он создал боевую уникальную систему, которая стала называться Дайто-рю, а боевое искусство этой школы стало называться Айки-дзюцу. Искусство Ёсимицу прекрасно освоил его сын Ёсикиё. Поселившись в Такэда, провинции Кай, он основал ветвь Такэда семьи Минамото. Его потомки непрерывно развивали и совершенствовали эту технику в виде секретного боевого искусства Такэда но Хэйхо.

10 октября 1859 года в провинции Айдзу родился Такэда Сокаку Минамото Масаёси – гениальный мастер боевых искусств, последний самурай великой эпохи. В раннем детстве он приступил к изучению Айки-дзюцу у своего деда и отца. С 1880 по 1898 г.г. Такэда Сокаку странствует по Японии, доказывая превосходство и совершенство Айки-дзюцу Дайто-рю. Он вступал в поединок с любым мастером боевых искусств, если тот принимал его вызов. Причём схватка проходила по правилам противников Такэда. Так за свою жизнь он убил на дуэлях около пятидесяти мастеров. Такэда Сокаку несомненно был блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем. Число его учеников за всю жизнь достигло 30 тысяч. Однажды Такэда вышел победителем из схватки, на первый взгляд совершенно безнадёжной для него. В то время рабочие бригады набирались из бывших преступников и бандитов. Такэда Сокаку Минамото Масаёси Одна из таких бригад дорожных рабочих численностью около пятидесяти человек, вооруженных лопатами, ломами и баграми напала на Такэда Сокаку. Нанеся большой ущерб, численно превосходящим силам врага, он одержал блестящую победу и был невредим. Боевые возможности воина Такэда Сокаку вызывали огромное восхищение у сотрудников полиции, которые являлись его учениками. Они покрывали его, так как расправы с преступниками прямым путём помогали им соблюдать законность. С 1872 года было запрещено ношение стального меча, а для Такэда это сходило безнаказанно, впрочем, как и многочисленные убийства. В 1898 году Японии стало известно Айки-дзюцу. Такэда Сокаку стал первым великим учителем, кто преподавал эту систему боевых искусств в современном смысле для всех. Она позволяет осознать механизм круговорота энергии «Ки» («Ци» на китайском), космической энергии присутствующей во всём и всем управляющей. Человек должен уметь помещать себя в центр круговорота энергии, сосредотачивать её в себе и направлять в нужное русло. В период 20-30 г.г. ХХ века Такэда Сокаку смягчает технику Айки-дзюцу, избавляясь от ненужного в современной цивилизации жестокого стиля ведения войны. Таким образом можно говорить о новом боевом искусстве, которое его молодые ученики восприняли, но только один из них Уэсиба Морихэй решил дать ему жизнь и открыто объявил о нем, назвав (с согласия своего Учителя, конечно) Айкибудо. Так или иначе Дайто-рю включает в себя теперь и старинную технику и технику новых направлений. Поэтому Такэда Сокаку называет боевое искусство, которому он обучает своих учеников – Айки-будзюцу. В него входят боевые искусства школы Дайто-рю такие как: Айки-дзюцу, Айкибудо, Такэда но Хэйхо, Осикиучи-рю, Айдзутодомэ, иначе говоря, все чем владел великий Учитель Такэда Сокаку. Президент США Рузвельт, убедившись, что Айки-будзюцу – это высшая система единоборства, попросил прислать в США инструктора. Такэда направил своего ученика Нарада Синдзо.

Такэда Сокаку Минамото Масаёси Такэда Сокаку продолжал тренироваться и в преклонном возрасте, сохраняя превосходные боевые качества. 25 апреля 1943 года от естественной старости скончался один из наиболее выдающихся бойцов Такэда Сокаку. Наибольшую известность среди учеников и последователей получили: Сагава Юкиёси (1902-1998), Хиса Такумо (1896-1980), Такэда Токимунэ (1916-1993), Уэсиба Морихэй (1883-1969), Окуяма Ёсидзи Рюхо, Чой Ён Соль, Тоёсаки Мацуда, Какуёси Ямамото. Двое первых получили «мэнкё – кайдэн» (диплом об окончании изучения всего раздела боевой школы, включая все секретные разделы) из рук Такэда Сокаку. После смерти великого учителя ряд лет школой Дайто-рю руководил Сагава Юкиёси, но после возвращения в Японию с войны сына учителя Такэда Токимунэ, он отказался в пользу последнего, но остался Верховным Учителем Дайто-рю. Уэсиба Морихэй при согласии своего учителя Такэда Сокаку в 1931 году основал Айкибудо, а в 1942 году он отказался от боевого пути и переработал свою школу, исключив из названия иероглиф «бу» (воинский). Теперь оно называется Айкидо. В связи с этим продолжить дело отца взялся его сын Такэда Токимунэ и в 1953 г. основал Айкибудо Дайто-рю.

14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма, родился Уэсиба Морихэй – великолепный мастер Дайто-рю. Приехав на остров Хоккайдо во главе около сотни человек, он создал поселение Сиратаки. А в 1912 году он открыл здесь свое первое додзё, куда приехал Такэда Сокаку в 1915 году, чтобы преподавать курс Айки-дзюцу Дайто-рю, после того как они познакомились в гостинице Хисада. И с этого момента Уэсиба Морихэй начинает изучать у Сокаку комплексное воинское искусство Айки-дзюцу Дайто-рю. В 1926 году у мастера Уэсиба было видение об истинности мироздания и сути боевых искусств. Согласно этих новых мировоззрений он начинает глубокое изучение школы Дайто-рю. С этого момента он называет своё искусство – Айки-будзюцу (воинское искусство объединения Энергий), подчеркивая тем самым только боевой аспект – один из разделов Айки-дзюцу. Покинув Аябэ в 1927 году, Уэсиба преподает Айки-будзюцу в додзё, которое находилось в его доме в Токио. В 1931 году он окрывает свое знаменитое додзё «Кобукан». Тренировки здесь были очень тяжелыми и требовали от человека максимум усилий, даже частые травмы стали делом обычным. Поэтому «Кобукан» прозвали «Дзигоку – додзё» (зал преисподней). С этого времени учитель Уэсиба преподает ещё в нескольких залах, модернизируя и дополняя технику Дайто-рю системой подготовки развития гармоничной личности, живущей в современной цивилизации. В 1936 году он получает разрешение от своего учителя и называет своё искусство по новому – Айкибудо (воинский путь объединения Энергий). Уэсиба Морихэй В 1941 году Бутоку – кай (официальный союз мастеров японских боевых искусств) официально признает новое боевое искусство Айкибудо Уэсиба-рю как ветвь Айки-дзюцу Дайто-рю. А в 1942 году гениальный мастер Айки-дзюцу Дайто-рю Уэсиба Морихэй разрывает с боевыми искусствами. Теперь он отказывается от практики боевого искусства, оставив в своём учении лишь основные принципы системы «Айки» и некоторые элементы техники Айкибудо и Айки-дзюцу. Постаревший и склоняющийся к религии, Уэсиба создает новое направление для формирования личности, названное им Айкидо (путь объединения Энергий), где главным является овладение силой Ки. Конечно, до войны Уэсиба Морихэй учил эффективной в реальных единоборствах технике Айки-дзюцу и Айкибудо, переданной ему Такэда Сокаку. Но признание во всем мире получило именно Айкидо, затмив все школы Айки-дзюцу, созданные учениками Такэда Сокаку. Случилось это по следующим причинам:

– оккупационные силы США одобрили Айкидо в качестве допустимого мирного занятия, где нет сокрушительных ударов, болевых бросков, изломов суставов и костей, удушений, владение любым холодным оружием, одним словом всего практического и боевого;

– то, что сам Уэсиба Морихэй свободно делал после полувекового изучения боевых искусств (Дзю-дзюцу, Кэн-дзюцу, Айки-дзюцу и Айкибудо), другие могли только скопировать внешне и изобразить, что непригодно в реальном бою и отвечает интересам победителей над Японией;

– выполнение приёмов в Айкидо возможно при помощи партнера (условного противника), дающего себя бросить, и который не будет активным, т. е. не будет наносить ударов во время исполнения, напрягаться, изворачиваться и сопротивляться, иными словами будет податливым («мирным»), что нашло плодородную почву для мирного населения в годы после второй мировой войны;

– после унизительной капитуляции квантунской армии и поражения Японии, после страшных событий атомной бомбардировки японских городов, японцы не хотели слышать ничего о войне и о всем, что с ней связано.

Но до 1941 года у мастера Уэсиба Морихэй занимались известные мастера, изучавшие Айки-дзюцу и Айкибудо и которые основали свои стили боевых искусств ещё при жизни их учителя, когда он стал практиковать Айкидо, это были: Мочидзуки Минору, Сиода Годзо, Тэцуоми Хоси, Хираи Минору, Оцуки Ютака, Инуэ Ёичиро, Томики Кэндзи, Сирата Риндзиро и Сугино Ёсио. Они и их продолжатели сейчас и являются яркими представителями боевого искусства Уэсибы. Кстати, у одного из таких учеников Уэсибы занимался известный мастер и кинозвезда Стивен Сигал. Вот поэтому многие называют Сигала представителем Айкидо, но сами недоумевают, почему его техника такая жесткая и практичная. Уэсиба Морихэй скончался естественной старость 26 апреля 1969 года, оставив после себя три вида различных учений, которыми занимаются миллионы людей во всем мире.

Сагава Юкиёси Сагава Юкиёси (1902-1998) начал тренироваться у Такэда Сокаку с 12 лет. Став мастером Айки-дзюцу Дайто-рю, получив «мэнкё – кайдэн», он открыл додзё в пригороде Токио – Кодайро. Его известный ученик Кодо Хорикава (1895–1980) распространял учение своего учителя на о. Хоккайдо.

Хиса Такумо (1896-1980) является вторым и последним, кто получил «мэнкё – кайдэн» школы Дайто-рю. Своё додзё он открыл в Осаке, где сейчас преподает Хакару Мори (1913 г.р.), один из лучших его учеников.

Такэда Токимунэ (1916-1993) в 1953 г. на севере японского острова Хоккайдо в г. Абасири открыл додзё, основав Айкибудо Дайто-рю. Его наиболее известный ученик Кацуюки Кондо (1945 г.р.) развивает боевое искусство школы Дайто-рю в Токио.

Окуяма Ёсидзи Рюхо (1906-1987) с 20 лет начал изучать Айки-дзюцу Дайто-рю у мастера Мацуда Ходзаку, который был одним из учеников Такэда Сокаку. После 12 лет усердного обучения он прошел семинар у самого Такэда в 1938 году. После этого Окуяма начал поиск собственного пути и в 1941 году основал школу Айки-дзюцу Хакко-рю. Среди наиболее известных учеников мастера Окуяма, можно назвать следующих мастеров: его сын Тосио, Накано Мичиоми (основатель Сёриндзи – кэнпо), Тэрадзава Кодзан, Мимуродо Хидзамицу, Косэн Ясуока, Роланд Марото и Тьерри Рьесер Надаль. Официальным представителем мастера Окуяма в Европе был француз Тьерри Рьесер Надаль. Он прошёл курс обучения Айки-дзюцу Хакко-рю в Японии у самого главы школы Окуяма Ёсидзи Рюхо. В 1988 году он создает свой вариант Хакко-рю, который отличается от классического тем, что введены «ката» и участие в соревнованиях. После смерти патриарха, заручившись поддержкой его сына, Тьерри Рьесер Надаль основал школу боевого искусства Дэнсёкан-будо.

В период 1980 – 1990 года французский мастер Ален Сайи создал систему самозащиты, представляющую собой сочетание Айки-дзюцу Дайто-рю и Айки-дзюцу Хакко-рю. Свою технику он назвал Госиндо – франсэ.

В 1919 году в Японию, на остров Хоккайдо приехал пятнадцатилетний мастер корейских боевых искусств Чой Ён Соль (1904 – 1987). Для повышения своего мастерства он начал изучать самый дееспособный вид Айки-дзюцу Дайто-рю у мастера Такэда Сокаку. Овладев в совершенстве искусством своего учителя, он вернулся в Корею весной 1946 года. Там он начал преподавать свою систему боевого искусства, которое представляет объединение обретённых в Японии знаний с традиционными корейскими приёмами боя ногами. В 1948 году мастер Чой дал название своей технике – Хапкидо. Основатель считал, что главное в изучении Хапкидо – понять, заложенную в его основу философию об энергии «Ки» и пути гармонии. У мастера Чой было около нескольких сотен учеников. Но лишь совсем немногих он сам считал продолжателями традиций Хапкидо. Многие представители этого боевого искусства, если их можно так назвать, сводят все к освоению голой техники. Наиболее известные и продвинутыми учениками мастера Чой Ён Соль являются: Мён Дженам, Хван Доккю, Мён Гвансик, Чи Ханже.

В США Ирвинг Сото создает боевое искусство, которое он назвал Атэми – кидо-нин-дзюцу. Он изучал в Японии Айки-дзюцу Дайто-рю десять лет. В его технике используются точечные удары, болевые вывихи и броски, различные виды холодного оружия.

Сейчас XXXVIII главой школы Айки-дзюцу Дайто-рю, считая за первого легендарного князя Минамото Ёсимицу, является второй наследник (Сокэ) Такэда Сокаку, мастер боевых искусств Такэда Мунемицу. Хомбу – додзё (главное додзё, штаб-квартира) школы находится в г. Абасири на севере японского острова Хоккайдо.

В 1980 году мастер Алан Флоке основал свою школу и стал её официально называть Айкибудо. Его учителями были: Мочидзуки Минору, Такэда Токимунэ, Сугино Ёсио. Алан Флоке развивает Айкибудо в рамках Международной Федерации Айкибудо, являясь её техническим директором и официальным представителем Айки-дзюцу Дайто-рю в Европе.

В итоге, Айки-дзюцу как основная форма искусства Дайто-рю, сохраняя своё название с самого основания, является одним из эффективных боевых искусств. Из – за того, что долгое время все японские боевые искусства назывались Дзю-дзюцу появилось название Айки-дзю-дзюцу, которое часто и неверно употребляли, имея в виду Айки-дзюцу Дайто-рю. Общим названием всех боевых искусств, вышедших из Айки-дзюцу Дайто-рю, сегодня является – Айки-будзюцу.

Hosted by uCoz